Опорно-поворотные устройства — это шарико или роликоподшипники, способные воспринимать осевые, радиальные нагрузки, а также нагрузки от моментов, действующие раздельно или совместно и в любом направлении. Устройства не устанавливаются на вал или в корпус, их кольца просто привинчиваются к опорной поверхности. Они могут быть трех разновидностей:
— без зубчатого венца,
— с внутренним зубчатым венцом или
— с наружным зубчатым венцом.
Опорно-поворотные устройства способны совершать как колебательные (поворотные), так и вращательные движения.
Наружный диаметр опорно-поворотных устройств SKF с цельными кольцами составляет от 400 до 7 200 мм. Имеются и большие подшипники с наружным диаметром до 14 000 мм, но их кольца состоят из сегментов. Некоторые устройства небольших размеров, с наружным диаметром примерно до 2 000 мм, являются стандартной продукцией.
Однорядные опорно-поворотные устройства на базе шарикоподшипников.
Однорядные опорно-поворотные устройства на базе шарикоподшипников SKF представляют собой шарикоподшипники с четырехточечным контактом. Шарики вставляются через пазы для ввода шариков, которые затем закрываются заглушками. Подшипники снабжены уплотнениями, не имеют преднатяга и предназначены для работы условиях, где требования к точности не высоки.
Однорядные опорно-поворотные устройства на базе роликоподшипников.
Однорядные опорно-поворотные устройства на базе роликоподшипников SKF представляют собой перекрестно-роликовые подшипники с цилиндрическими роликами. Ось каждого второго ролика расположена под прямым углом к осям соседних роликов. Ролики вставляются через пазы для ввода роликов, которые затем закрываются заглушками. Подшипники устанавливаются с предварительным натягом и комплектуются встроенными контактными уплотнениями.
Двухрядные опорно-поворотные устройства.
Данные опорно-поворотные устройства представляют собой радиально-упорные цилиндрические роликоподшипники. Ролики вставляются через пазы в одном из колец, которые потом закрываются заглушками. Пластиковые сепараторы обеспечивают оптимальное направление роликов. Подшипники устанавливаются с предварительным натягом и комплектуются встроенными контактными уплотнениями.
Трехрядные опорно-поворотные устройства.
Трехрядные опорно-поворотные устройства представляют собой комбинацию из радиальных и упорных роликоподшипников, предназначены для восприятия очень тяжелых нагрузок и имеют одно цельное и одно составное кольцо. Подшипники комплектуются встроенными контактными уплотнениями и не имеют предварительного натяга. Данные подшипники предъявляют высокие требования к точности обработки сопрягаемых поверхностей.
Другие опорно-поворотные устройства.
В дополнении к описанным выше стандартным конструкциям, SKF производит по заказу несколько других конструктивных исполнений устройств, предназначенных для самого разнообразного применения. Среди них:
— опорно-поворотные устройства на базе комбинированных цилиндрических роликоподшипников с шарикоподшипниками,
— опорно-поворотные устройства на базе двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников,
— опорно-поворотные устройства на базе подшипников скольжения сухого трения,
— опорно-поворотные устройства с встроенным приводом.